Проективный литературный тест

Концепция теста

Психологический тест – это «систематическая процедура для сравнения поведения двух и более людей»[1].  Психологические тесты бывают разными. В частности, существуют  личностные тесты и проективные целью которых также является выявление личностных черт

Проективный литературный тест является проективным тестом. Это значит, что он состоит не из прямых вопросов, а из серии относительно неоднозначных стимулов, призванных вызвать уникальный ответ, который отражает личность, когнитивный стиль или другие психологические характеристики респондента.

В основе концепции “Проективного литературного теста” лежат следующие идеи.

Считается, что в художественном тексте отражается мир во всём его разнообразии. Однако, каждый данный художественный текст отражает картину мира автора (писателя), и тем самым в той или иной степени является проявлением его личности. Даже если текст написан несколькими авторами, или написан по чужому шаблону в нём сохраняется определенный эмоциональный настрой, те или иные психологические построения.

Художественные тексты могут быть разбиты на классы по разным основаниям (эпоха, тема, жанр и др.). В данном случае учитывается прежде всего эмоциональная составляющая художественного текста, которая описывается с помощью понятия эмоционально-смысловой доминанты текста. Предполагается, что определённая часть литературных текстов создана на основе моделей мира, которые отражают когнитивные построения акцентуированной личности, что проявляется в их эмоционально-смысловой доминанте.

В качестве основы для определения акцентуации личности выбран психиатрический подход к личности, присутствующий в работах П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко и К. Леонгарда.  Они выделяли несколько акцентуаций: паранойяльность, эпилептоидность, демонстративность, маниакальность, депрессивность, шизоидность, психастения и др.

Психолингвистический анализ по методу эмоционально-смысловой доминанты показывает, что литературные тексты могут принадлежать к психологически разным типам, т.е. содержать разные эмоционально-смысловой доминанты. В частности, они могут быть весёлыми и печальными, светлыми и тёмными, красивыми или серыми, или какими либо другими, а также их сочетаниями. При этом эти типы соотносятся с акцентуациями следующим образом:

светлые паранойяльность,
тёмные эпилептоидность,
весёлые маниакальность,
печальные депрессивность
красивые демонстративность,

При чтении художественного текста человеку может нравиться текст по разным причинам (описывает интересующую его тему, написано в определённой культуре и др.). Предполагается также, что предпочтение (выбор читателем текста для чтения), заведомо содержащих определённую акцентуацию, может свидетельствовать о некоторой склонности читателя к определённому типу реагирования, который может быть возведён к типам реагирования акцентуированных личностей.

Это положение основано на гипотезе Геннекена-Рубакина, в соответствии с которой читатель выбирает те тексты для чтения, в которых имеются понятные ему смыслы и которые отражают его личностные структуры. Иными словами, по выбору читателем тех или иных типов текста можно судить об особенностях его личности («Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе – кто ты»).

Тем самым, предполагается, что результаты ответа на Проективный литературный тест  могут указывать на эмоциональное состояние испытуемого или даже на наличие у него акцентуации.

[1] (Cronbach 1960, 21 – цит по Фер 2010, 5)

 

Назад к проекту “ПсихоТезаурус”