Блог

Dozen of articles. Improve your lifestyle now!

Модель тревожного расстройства

Бывает, что тело посылает странные сигналы — дрожь, холод, покалывание. А бывает, что возникают странные мысли, которые мы прокручиваем в голове много раз. Многие люди стараются не замечать этого и двигаться дальше. Но некоторые люди начинают фокусироваться на этих ощущениях и на этих мыслях, и это приводит к нарушению их обычной жизни. Чем может помочь психотерапия? (Далее следует научный текст моего коллеги).

Основанная на принятии модель генерализованного тревожного расстройства Roemer и Orsillo (2007)

Опираясь на модель экспериенциального избегания (Hayes, Wilson, Gifford, Follette, & Strosahl, 1996) разработали основанную на принятии модель ГТР.
Данная модель включает четыре компонента:
(а) внутренний опыт,
(б) нарушение связи с внутренними переживаниями,
(в) избегание переживаний,
(г) поведенческое избегание.

Согласно этой модели, нарушение связи с внутренними переживаниями (мыслями, чувствами и телесными ощущениями) состоит из двух конкретных аспектов, а именно:
1) негативного отношения к внутренним переживаниям;
2) слияние с внутренними переживаниями.

Первый аспект, включающий негативное отношение к эмоциям, отражает наличие негативных мыслей (оценка эмоциональных реакций как нежелательных, или чрезмерно интенсивных), или мета-эмоций (например, страх перед страхом). Негативное отношение к эмоциям возникает на основе внутреннего опыта, и проявляется в трудностях мониторинга, принятия и интерпретации эмоций.

Второй аспект, «слияние» с внутренним опытом, влечет за собой спутанность с негативной реакцией на внутренние переживания. Иными словами, слияние с внутренним опытом является убеждённостью в том, что негативные переживания будут постоянными, длительными, и в конечном счёте, навредят здоровью пациента (например, сведут с ума).

Третий компонент в данной модели – это избегание на основе опыта. Избегание на основе опыта определяется как активное, автоматическое избегание внутреннего опыта, который воспринимается как угрожающий, или как отрицательный. Например, пациенты с ГТР беспокоятся о гипотетических, возможных, или незначительных проблемах, чтобы избежать более серьёзных проблем.

Последним компонентом модели является поведенческое избегание. Поведенческое избегание развивается на основе эмпирического избегания внутренних переживаний (например, избегают проводить время с семьей, поскольку сильно беспокоятся о том, что тревожные мысли могут навредить им). Наиболее значимым проявлением поведенческого избегания является снижение осознанности настоящего момента – люди с ГТР постоянно сосредоточены на своем будущем.

Таким образом, авторы модели предполагают, что «люди с ГТР отрицательно реагируют на свой собственный внутренний опыт и стремятся избежать переживаний, которые возникают в их жизни с помощью поведенческих и когнитивных стратегий» (Roemer & Orsillo, 2005, p.216). В частности, пациенты могут воспринимать внешнюю угрозу, или неприятный внутренний опыт, которые приводит к усилиям, направленным на избегание. Избегание снижает дистресс, вызванный внутренним опытом в краткосрочной перспективе. Однако, в долгосрочном плане такое избегание служит для поддержания ограничительного поведения.

На основе модели принятия были разработаны когнитивно-поведенческие интервенции, состоящие из трёх основных компонентов лечения, а именно:
а) психообразование в отношении принятия, структуры внутреннего опыта;
б) обучение навыкам внимательности и принятия;
в) развитие поведения, основанного на ценностях.

Психообразование подразумевает обучение пациента модели психологической гибкости, разъяснение принципов использования беспокойства как стратегии избегания более негативных внутренних переживаний. Кроме того, психообразование также фокусируется на разъяснении пациенту роли эмоций в общении с другими людьми, деятельности, осмыслении жизненного опыта. Наконец, психообразование направлено на идентификацию ценностей, и, анализ их роли в снижении тревоги и дискомфортных внутренних переживаний.

Процесс терапии направлен на развитие активного, сострадательного, беспристрастного осознания внутренних ощущений и внешних событий как способа проживания настоящего момента. В рамках данной модели клиенту предлагается маркировать внутренние переживания (например, «у меня возникает чувство грусти», «у меня возникла мысль, что я бесполезен»). Данная техника направлена на «отделение» себя от внутреннего опыта.

Конечным этапом лечения является изменение поведения на основе выявляемых у пациента ценностей. Для этого пациенту предлагается идентифицировать свои ценности (то есть, те аспекты жизни, которые он считает значимыми), и оценить, насколько последовательны его текущие действия (т.е. насколько они приближают его к цели). В дальнейшем пациенту предлагаются задания, направленные на дальнейшее повышение осведомленности о взаимосвязи между его текущим поведением и ценностями.

Результаты открытых исследований показали, что психотерапевтические интервенции, основанные на данной модели привели к значительному улучшению, снижению беспокойства у пациентов с ГТР (Roemer & Orsillo, 2005).

Опубликовано тут с разрешения автора:
(С) Московченко Денис Владимирович, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии МГМСу им. А.И. Евдокимова

Psychology, psychological help, psychotherapy, registered psychotherapist, depression, anxiety, panic attacks, MVA, anger management, online therapy, consulting, Canada, Toronto, Russian, Психология, психологическая помощь, психотерапия, психотерапевт, депрессия, тревожность, панические атаки , проявление гнева, насилие, консультирование, коучинг, скайп, онлайн, Канада, Торонто, русский язык, английский язык, когнитивная терапия, НЛП, медитация, психолингвистика.