Блог

Dozen of articles. Improve your lifestyle now!

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов

Предрасположенность к музыке, когда речь идет о музыкальном таланте, во многом определяется наследственностью — в этом сомнений нет. Недавнее исследование показало, что гены влияют и на эмоциональное восприятие музыки. Плакат художника Bruno Geiger для бразильского радио Eldorado FM с сайта cargocollective.com

Нейробиологи исследовали влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Они показали, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой. Первый вариант предопределяет улучшение настроения от музыки при нейтральном эффекте шума. У имеющих второй вариант аллеля D2 музыка слабо влияет на настроение, хотя шум его сильно ухудшает. Также у носителей этих двух вариантов D2 ученые выявили разницу в уровне возбуждения в тех участках мозга, которые отвечают за обработку эмоциональной информации.

Тем, кто интересуется музыкой, наука предложила новое любопытное исследование, демонстрирующее наследственную составляющую восприятия музыки у людей. Это исследование провели нейробиологи из Орхусского университета в Дании, итальянского университета Бари и Хельсинкского университета в Финляндии. Они изучали связь определенных аллелей дофаминовых рецепторов D2 с эмоциональным восприятием музыки: как музыка влияет на эмоциональное состояние людей с разными аллелями.

Хорошо известно, что музыка сильно воздействует на наше настроение. Интересно напомнить читателям, что и на животных музыка действует сходным образом. Так, было показано, что у крыс с синдромом тревожности музыка Моцарта уменьшает проявления беспокойства, о чем можно судить по изменениям пульса и кровяного давления, увеличению содержания дофамина и его метаболитов в крови. У цыплят музыка также вызывает увеличение содержания дофамина в крови. В обоих исследованиях все показатели сравнивались с контрольными особями, которые слышали только белый шум. Эти данные означают, что человеку эмоциональное восприятие музыки досталось в наследство от каких-то древних способностей животных. Оно заложено у нас в генах. Но пока эта тема — огромное белое пятно в наших представлениях о прекрасном. Эта научная история только начинается (см. E. Brattico, M. Pearce, 2013. The Neuroaesthetics of Music).

И у животных, и у человека во время прослушивания музыки активируются рецепторы дофамина типа D2 в различных отделах мозга. У человека это полосатое тело в области прилежащего ядра, нижняя лобная извилина и миндалина. Рецепторы D2 имеют две изоформы — длинную (D2L) и короткую (D2S), функционирующие как пресинаптические и постсинаптические рецепторы. Соотношение изоформ зависит от нуклеотидной замены в одном из интронов гена этого рецептора. В зависимости от присутствия того или иного варианта данного аллеля — их называют G и Т — соотношение D2S/D2L меняется. Меняется соответственно и восприятие и обработка эмоциональной информации. Ученые проверили, как реагируют носители того или иного аллеля на звучание музыки, как у них меняется настроение. Кроме того, важно было понять, имеются ли различия в активации тех участков мозга, которые вовлечены в эмоциональное восприятие музыки.

Для эксперимента пригласили 38 участников, мужчин и женщин в возрасте 25–35 лет. Определили их генотип: 26 оказались носителями варианта GG, 12 — варианта GT (этот вариант более редкий по сравнению с первым, вариант ТТ не известен). Все участники эксперимента должны были выполнить эмоциональный тест — на картинках с лицами на скорость определить пол, при этом лица выражали радость, агрессию или были нейтральными. Данный тест позволяет выявить внутренние эмоциональные процессы. Испытуемые проходили его дважды, один раз на фоне музыки с известным успокаивающим эффектом (MusiCure), а второй раз — на фоне белого шума, в котором была смоделирована та же громкость и ритмика, что и в MusiCure.

После каждого раунда участники заполняли опросник, который призван был определить их ощущаемое эмоциональное состояние. Таким образом, ученые могли определить внутренние, неявные, и осознаваемые, явные, эмоциональные явления, связанные со звучанием музыки и шума. Вторая часть эксперимента предполагала томографическое сканирование мозга на фоне двух вариантов звучания (музыки и белого шума). Во время сканирования испытуемым предъявляли тот же набор лиц с теми же эмоциями — радостными, агрессивными и нейтральными. Поэтому вдобавок к оценкам влияния музыки на настроение была возможность отследить разницу в картинах возбуждения в мозгу.

Выяснилось, что прослушивание музыки улучшает настроение у носителей GG, а на настроение носителей GT музыка влияет слабо. Зато шум ухудшает настроение у носителей GT, тогда как людям с аллелем GG шум настроения почти не портит. В этом смысле можно пожалеть тех, кто имеет варианты GT — их и музыка не слишком радует, и шум раздражает. А имеющих генотип GG можно только поздравить — мир звуков на их стороне.

Изменение настроения у носителей вариантов GT и GG после прослушивания музыки и белого шума

Изменение настроения у носителей вариантов GT и GG после прослушивания музыки и белого шума. TMD — показатель плохого эмоционального состояния; вычисляется как сумма самых отрицательных самооценок, указанных испытуемым в опроснике, за вычетом положительных. Чем выше TMD, тем хуже настроение. Рисунок из обсуждаемой статьи в Neuroscience

Судя по времени реакции на лица с положительными или отрицательными эмоциями, носители двух вариантов аллелей одинаково успешно воспринимают и обрабатывают эмоциональную информацию. Иными словами, от этого гена социальная эмоциональная составляющая не зависит. Но при этом картина возбуждения в мозгу несколько меняется: мозги по-разному работают при обработке эмоциональной информации. У носителей варианта GT при просмотре лиц с разным выражением под музыку возбуждение в прилежащем ядре снижается, а при звучании белого шума оно увеличивается. Примерно также музыка и шум у них воздействуют на уровень возбуждения миндалины. Возбуждение в правой нижней лобной извилине у носителей GT почти не зависит от звукового фона.

Зато у имеющих GG-вариант музыкальный фон модулирует возбуждение в этом участке мозга. При звучании музыки эта часть мозга возбуждается меньше, чем при звучании шума, если испытуемый смотрит на агрессивное лицо. При этом возбуждение в ответ на радостные или нейтральные выражения звуковой фон не меняет. Таким образом, музыка влияет на картину возбуждения в тех частях мозга, которые отвечают за обработку эмоциональной информации. И это влияние зависит, в частности, от конкретных аллелей дофаминового рецептора.

Уровень возбуждения в прилежащем ядре и правой нижней лобной извилине у носителей разных генотипов GT и GG

Уровень возбуждения в прилежащем ядре (слева) и правой нижней лобной извилине (справа) у носителей разных генотипов GT и GG. На правом графике хорошо видно, насколько разнится уровень возбуждения при просмотре лиц с разными эмоциями под музыку и при белом шуме у носителей GG. Для правого прилежащего ядра и для левой нижней лобной извилины звуковое сопровождение не меняет картину возбуждения. Рисунок из обсуждаемой статьи в Neuroscience

Эта работа показывает, что индивидуальное восприятие музыки имеет определенную генетическую базу. Хорошо известно, что есть люди, которым музыка доставляет удовольствие, — они чувствительны к хорошей и плохой музыке. А кто-то, наоборот музыкальные вечера с удовольствием бы променял на что-то другое, потому что не чувствует в музыке красоты. Глупо таких людей за это осуждать, утверждая, что они недоучки или у них недостаточно развито чувство прекрасного. Лучше разобраться, какие они получили гены — это и для них не так обидно и для науки полезно. Ученые надеются, что, зная генетическую подоплеку музыкального чувства, можно будет каждому подобрать музыку под настроение.

Источники:
1) T. Quarto, M. C. Fasano, P. Taurisano, L. Fazio, L. A. Antonucci, B. Gelao, R. Romano, M. Mancini, A. Porcelli, R. Masellis, K. J. Pallesen, A. Bertolino, G. Blasi, E. Brattico. Interaction between DRD2 variation and sound environment on mood and emotion-related brain activity // Neuroscience. 2016. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2016.11.010.
2) Elvira Brattico, Marcus Pearce. The Neuroaesthetics of Music // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2013. — Очень содержательный обзор для тех, кому интересна эта тема.

Елена Наймарк

Psychology, psychological help, psychotherapy, registered psychotherapist, depression, anxiety, panic attacks, MVA, anger management, online therapy, consulting, Canada, Toronto, Russian, Психология, психологическая помощь, психотерапия, психотерапевт, депрессия, тревожность, панические атаки , проявление гнева, насилие, консультирование, коучинг, скайп, онлайн, Канада, Торонто, русский язык, английский язык, когнитивная терапия, НЛП, медитация, психолингвистика.